Отличительной особенностью детского возраста является отсутствие страха смерти ввиду несформированности самого понятия смерти. По мнению большинства исследователей, концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11 – 14 годам. Как же формируется представление о смерти у детей? Оно проходит несколько этапов: от полного отсутствия представления о смерти до формального знания о ней. Но смерть для ребенка является понятием отвлеченным, он никак не связывает его ни со своей личностью, ни с личностью близких. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Он считает, что какое – то время его не будет, а потом он опять вернется.
Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения, иногда при желании умереть выбираются не опасные, с точки зрения взрослых, средства и, наоборот, демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из – за недооценки опасности применяемых средств и способов. Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной. Большое значение для этого возраста имеет отягощенный семейный анамнез. Суицидогенные составляющие семейного воспитания – гиперопека, авторитарность родителей с ригидными установками, низкий культурный и образовательный уровень родителей. Конфликты с семьей чаще всего связаны с неприятием молодым человеком системы ценностей старшего поколения.
Если среди взрослых суицидентов со значительным перевесом преобладают мужчины, то в подростковой среде – ситуация обратная: среди девочек выявилось почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков того же возраста. Дело здесь по – видимому, не в половых различиях, а в опережающем развитии девочек в этом возрастном диапазоне.
В литературе можно встретить описание различных причин суицидов подростков.
1.Конфликт в личной жизни.
2.Одиночество.
3.Воздействие искусства.
4.Неразделенные чувства.
5.Нестандартная ориентация.
6.Разрушение этнических традиций.
7.»Самоубийства заложены в генах».
В генезе суицидального поведения в подростковом возрасте также существенно влияние семейного фактора. Чем сильнее у подростка выражен суицидальный синдром, тем реже он доверит свои тревоги даже матери, еще реже отцу. Потеря доверительной связи с родителями – вот один из сильнейших стимуляторов суицидального синдрома у подростков. Мысли о самоубийстве мучают подростка тем чаще, чем меньше он доверяет своим родителям. Хорошие взаимоотношения детей с родителями уменьшают риск суицида до 1%, наоборот, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до 18%. Но больше всего дети воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное безразличие к себе. Они считают, что среди десятков окружающих людей – родных, близких, приятелей и учителей – ни единого человека, с кем маленький человек смог бы разделить свою большую боль, облегчить душу, получить лечебное сочувствие или полезный совет.
Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ» Т. Н. Силина