Маркеры кризисного состояния у детей и подростков
*Необычное поведение: импульсивное или апатичное, агрессивное, рискованное, несущее опасность для ребенка и /или окружающих, несвойственное ранее ребенку.
*Плохое настроение: подавленное, тоскливое, угрюмое – то радость, то отчаяние.
*Трудности в обучении: снижение успеваемости, пропуски уроков, потеря интересов к предметам, которые раньше нравились.
*Опасные утверждения: «Мне нельзя помочь», «Не хочу больше жить», «»Я больше не буду ни для кого проблемой», сообщения о решении покончить с собой и т.п.
*Тяжелые чувства: отчаяние, страх, безнадежность, беспомощность, одиночество, оставленность.
*Необычные интересы: тема смерти, способы совершения самоубийства, места и обстоятельства, личные истории тех, кто совершил самоубийство.

Вы заметили признаки кризисного состояния у ребенка. Что делать дальше?
Сообщите об этом специалистам: психологу, классному руководителю и т.п. Вместе вам нужно прояснить ситуацию – собрать информацию, побеседовать с ребенком, чтобы понять насколько проблемно его состояние.
Ребенок расстроен, растерян, подавлен? Не откладывайте беседу. Окажите ребенку эмоциональную поддержку и проясните его намерения прямо сейчас. Не оставляйте его одного!
Как оказать эмоциональную поддержку?
1)Найдите для беседы с ребенком место, где вас не потревожат, где не будет других людей.
2)Пригласите ребенка на беседу лично.
3)Организуйте встречу с ребенком так, чтобы ее никто не прерывал, уделите ребенку все ваше внимание.
4)Держитесь в разговоре с ребенком спокойно, доброжелательно, уверенно.
5)Дайте ребенку высказаться, выразить свои чувства.
Как не нужно делать
1)Не приглашайте ребенка на беседу через третьих лиц.
2)Не начинайте беседу с ребенком в людном месте.
3)Не отвлекайтесь в ходе разговора на звонки, сообщения в мессенджерах.
4)Не читайте ребенку нотаций, не делайте замечаний в ходе беседы.
50Не прерывайте речь ребенка, не спешите с вопросами.
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки
1.Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что – то случилось?»
2.Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
3.Активное слушание: Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я понял (а), что…?
4.Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5.Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что – либо изменить, но потом это состояние проходит».
Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии
1)Если вы слышите: «Ненавижу учебу, школу и т. п.»
Спросите: «Что именно тебя раздражает?», «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…»
Не говорите: «Когда я был в твоем возрасте…Учиться – твоя обязанность…Все учатся и ничего!»
2)Если вы слышите: «Все кажется таким безнадежным…»
Скажите: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие есть проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».
Не говорите: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»… «С чего бы это?»… «Как это может быть в твоем возрасте?».
3)Если вы слышите: «Всем было бы лучше без меня!».
Спросите: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Я беспокоюсь о тебе, меня тревожит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
Не говорите: «Не говори глупостей. Это ерунда. Не думай так».
4)Если вы слышите: «Вы не понимаете меня!»
Спросите: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
Не говорите: «С чего ты взял?…Тут и понимать нечего… Вас подростков разве можно понять?»
5)Если вы слышите: «Я совершил ужасный поступок…»
Скажите: «Давай сядем и поговорим об этом».
Не говорите: «Что посеешь, то и пожнешь!…Я тебя предупреждал… Надо было думать раньше».
6)Если вы слышите: «А если у меня не получится?»
Скажите: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
Не говорите: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»