Находясь в социуме, ребенок не может не испытывать на себе его влияние. Потребительский рынок снабжает нас изобилиями передовых технических новинок, не владеть которыми означает не принадлежать к «высокому стандарту качества». Подросток в силу неустойчивости своей психики и несформированности характера, стремится быть если не как все вокруг, то уж как близкие друзья точно. При этом стоит просто вспомнить про очень развитый сегодня SMS – сервис, потребителями которого чаще всего становятся дети. Такие увлечения оборачиваются не только огромными дополнительными затратами для родителей, но и способны искалечить психику ребенка.
Тесную связь психики с физиологическим здоровьем обосновывать также не приходится. Подростковый период отличается интенсивным развитием многих внутренних органов, в том числе и мозга. Под действием электромагитных волн изменяется не сама его структура, а отмечается снижение активности роста отдельных структур мозга. Для психики ребенка такое воздействие не проходит без следа, могут развиться различные заболевания – от бессонницы до головной боли и неврозов, нарушается работа вегетативной системы. Использование планшета в течение двух часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию мелатонина. Чаще всего любители почитать делают это на ночь глядя и при максимальной яркости экрана, очень большой риск обзавестись бессонницей, головной болью, раздражительностью, повышенной утомляемостью.
Угрозы, которые несут смартфоны и другие гаджеты со светящимися экранами, предназначенными для детей, особенно остро ощущаются у младенцев, чей мозг находится на стадии развития. Первые три года жизни ребенка называются «критическим периодом» развития головного мозга, потому что в эти годы закладывается «платформа», на которой строится мозг, и она становится основополагающей базой для формирования всего будущего обучения ребенка. Получение информации и сигналов из реального мира вокруг них, помогает младенцам формировать нервные пути, которые образуют основу для создания крепкого и сильного мозга. Способность взаимодействовать с другими людьми, сопереживать им и понимать чувства людей – закладываются еще в раннем детстве. Время ожидания отклика с экрана вместо человеческого общения постоянно изменяет мозговые структуры ребенка, что в будущем усложнит их восприятие дружбы и понимания окружающего мира.
Мозг детей в подростковом возрасте уже не формируется столь интенсивно, как у детей помладше, однако он продолжает развиваться, и его развитию можно нанести вред. Проблема в том, что мозг подростков очень адаптируем. Использование смартфона наносит вред тогда, когда ребенок очень быстро переключается от одной деятельности к другой, например, пишет текстовые сообщения и просматривает социальные сети, – ущерб связан с работой в передней коре головного мозга, – той частью мозга, которая отвечает за эмоциональную обработку и принятие решений. Торможение развития этого участка головного мозга может привести человека к высокой депрессивности и принятию наркотических препаратов. Друга часть нашего мозга – префронтальная кора – необходима для интерпретации эмоций и сосредоточения внимания на задачах; она к сожалению, тоже повреждается использованием смартфонов. Эта часть нашего мозга начинает активно развиваться после 20 лет жизни человека, а современные гаджеты могут затормаживать ее развитие, сводя на нет эмоциональную и психологическую составляющую личности.
Действительно, чем чаще дети пользуются смартфонами, тем выше растут показатели детской депрессии и стресса. Отмечаются эмоциональные проблемы и проблемы социальной адаптации. Поскольку мозг детей продолжает развиваться уже в нарушенном состоянии, молодые люди и подростки все более склонны к серьезным зависимостям. Исследователи также обнаружили, что получая удовольствие от немедленного взаимодействия между собой через электронные мобильные устройства, подростки наводняют свой мозг нейрохимикатами, подобными допамину, который дает ощущение эйфории. Это также может способствовать зависимости, ибо дети учатся доверять удовлетворению, которое они испытывают при помощи телефонов, и готовы к его продолжению. Любую зависимость всегда сопровождают чувство гнева, депрессия, усталость, отвлеченное внимание (рассеянность), едва только молодой человек перестает пользоваться телефоном.
Наибольшее влияние смартфоны имеют на подростков, которые проводят за гаджетами более 5 часов в день. Это может нанести серьезный вред психике человека. Так происходит из-за возникновения зависимости людей перед мобильными устройствами. При этом эксперты утверждают, что речь идет не только об играх. Все чаще людей «засасывают» социальные сети и различные развлекательные сервисы. Зависимость от смартфона может привести к возникновению суицидальных мыслей.
Если мы хотим видеть своих детей здоровыми психически и физически, то необходимо задуматься и постараться ограничить общение ребенка и мобильного телефона. Не изолировать, а именно ограничить по количеству времени, Несмотря на то, что маркетологи не дремлют и привлекают к своей продукции все большее число покупателей, мысль о приемлемости или неприемлемости использования того или иного товара должна возникать раньше, чем эффект от просмотра рекламного ролика.
Семья – это первая среда, откуда дети берут штампы и модели поведения.
Поэтому рекомендации такие:
1.Следите за собственным отношением к гаджетам. Если вы часами смотрите телевизор, каждые 10 минут отвлекаетесь на телефон, не стоит удивляться, что ребенок ведет себя точно так же.
2.Лучше 30 минут чистого общения, чем часы присутствия рядом, когда вы отвлекаетесь на телефонные звонки, СМС и различные уведомления.
3.Установите временные рамки «общения» ребенка с гаджетом. И старайтесь сами их не нарушать. Для каждого возраста они свои. Специалисты рекомендуют не допускать «зависания» у экранов ребенка до трех лет более чем на 30 минут в день. Некоторые вовсе рекомендуют до 2-3 лет не знакомить ребенка с гаджетами. Дети от 3 до 5 лет могут проводить с гаджетом не более 1 часа в сутки, а после 6 лет могут пользоваться девайсами без вреда для здоровья не более 2 часов в сутки.
4.Не позволяйте ребенку пользоваться гаджетами поздним вечером. Общение с электронным миром стоит завершать не менее чем за 3 часа до сна. Иначе от перевозбуждения ребенок может плохо засыпать, видеть кошмары, просыпаться несколько раз за ночь и так далее.
5.Старайтесь как можно чаще привлекать ребенка к совместным занятиям в реальности. Имеются в виду не только развлечения вроде аппликации, в том числе готовка и уборка. Чем больше ребенок будет получать эмоций и впечатлений от взаимодействия с реальностью, тем привлекательнее она будет для него.
Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ» Т. Н. Силина