Психологические последствия сексуального насилия у детей и подростков разделяют на ближайшие и отдаленные.
Ближайшие психологические последствия проявляются:
*эмоциональными расстройствами (сниженное настроение, тревога);
*когнитивными расстройствами (навязчивые воспоминания о случившемся);
*поведенческими расстройствами (нанесение самоповреждений) и вегетативными (нарушение сна и аппетита).
Разделение это достаточно условно, поскольку депрессия может быть одной из причин суицидального поведения, а навязчивые воспоминания – приводить к нарастанию тревоги.
К когнитивным нарушениям относятся трудности сосредоточения, повышенная утомляемость, снижение успеваемости.
Поведенческие нарушения зависят от возраста ребенка. Так, у детей 3-5 лет они проявляются капризностью и плаксивостью, у детей 6-9 лет – недоверием к взрослым, у детей старше 10 лет – нарушением взаимоотношений со сверстниками, отсутствием друзей.
Среди ближайших психологических последствий наиболее распространенными являются эмоциональные нарушения: переживания гнева и злости. Ребенок, особенно маленький, не всегда осознает эти чувства, однако они отчетливо проявляются в следующих нарушениях поведения:
*немотивированные конфликты со сверстниками;
*агрессивное антиобщественное поведение, вандализм;
* «аутоагрессия» – нанесение самоповреждений, употребление психоактивных веществ, суицидальные действия;
*обвинение родителя-ненасильника в предательстве, отвержение родителя.
Отдаленные психологические последствия развиваются через несколько лет и могут сохраняться как в подростковом, так и в зрелом возрасте.
Классификация отдаленных психологических последствий сексуального насилия:
*нарушения сексуального поведения;
*трудности при воспитании детей;
*психические расстройства;
*асоциальное поведение.
Психолог УЗ «Хотимская ЦРБ» Т. Н. Силина